Интервью порталу “Православный взгляд” о событиях на Украине

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ В КРЫМУ ПРИВЕДУТ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕМЕНАМ И В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ПОЛУОСТРОВА

ЕСЛИ ЛЮДИ ХОТЯТ ПОБЕДИТЬ ЗЛО, ОНИ ДОЛЖНЫ ОБЪЕДИНИТЬСЯ ВОКРУГ ХРИСТА, А НЕ СОБИРАТЬСЯ У ПАМЯТНИКА ЛЕНИНУ …

Интервью с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Севастополя иереем Димитрием Алешкевичем

– Отец Димитрий, каковы причины происходящих на Украине событий?

– Эти события являются следствием церковной жизни на Украине, потому что здесь в течение десятилетий сохраняется нездоровая церковная ситуация, и именно это является первопричиной социальных и политических потрясений в Киеве.

Св. Матрона Московская, когда ее спросили о том, почему люди поддержали революцию 1917 года, ответила, что народ был «под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие… Эта сила существует в воздухе, проникает везде. Раньше болота и дремучие леса были местом обитания этой силы, потому что люди ходили в храмы, носили крест, и дома были защищены образами, лампадами и освящением. Бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по их неверию и отвержению от Бога». Моя знакомая, которая была насельницей Подворья Пюхтицкого монастыря в Москве, а три последних года живет в Киеве, видела, что творится на Майдане. Она сказала, что там было массовое беснование и помрачение людей. Инокиня в мантийном постриге, ежедневно исполняющая монашеское правило, засвидетельствовала то, что восприняла сердцем сквозь призму молитвы: на людей было оказано мощнейшее демоническое воздействие, а они к этому оказались не готовы. И прежде всего ответственность за это лежит, как мне кажется, на УПЦ. С девяносто второго года, когда произошел раскол на Украине, половина жителей страны оказалась прихожанами неканонической, безблагодатной структуры, и это стало причиной того, что огромное количество людей стало подвержено демоническому воздействию в большей степени.

– Но ведь суть этого раскола опять сводится к той националистической украинской идее, которая лежит и в основе УПЦ КП? В чем особенность этой идеи?

– В украинских учебниках по истории пишут, что одним из ключевых периодов в становлении украинской государственности является период существования Запорожской сечи и казачества, что именно казаки являлись главными носителями украинской идеи, но, как мы видим, вовсе не Запорожье является источником и основным носителем этой идеи в наши дни. Сегодня основными пропагандистами идей украинства являются жители западноукраинских регионов – Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской областей, которые исторически к самостоятельной Украине (Казацкой вольнице) не имеют никакого отношения, потому что с тринадцатого века находились то в составе Литвы, то в составе Речи Посполитой (Польши и Литвы) с соответствующей частичной потерей национальной идентичности.

Украинская идея в западноукраинском исполнении абсолютно апофатична, она строится на отрицании, редукции, откидывании общей русской культуры. Квинтэссенцией этой идеи могло бы служить название книги экс-президента Украины Леонида Кучмы «Украина – не Россия». Украинская идея сегодня – это сплошное отрицание. Не случайно публицист Василий Шульгин назвал украинство сектой. Эта идеология, как любое сектантство, обречена на деградацию, вырождение и не может выступать в качестве созидательной основы государства.

В начале ХХ века галицкий публицист Осип Мончаловский, говоря об украинстве, писал следующее: «…Украинствовать значит: отказываться от своего прошлого, стыдиться принадлежности к русскому народу, даже названий «Русь», «русский», отказываться от преданий истории, тщательно стирать с себя все общерусские своеобразные черты и стараться подделаться под областную «украинскую» самобытность. Украинство — это отступление от вековых, всеми ветвями русского народа и народным гением выработанных языка и культуры, самопревращение в междуплеменной обносок, в обтирку то польских, то немецких сапогов: идолопоклонство пред областностью, угодничество пред польско-жидовско-немецкими социалистами, отречение от исконных начал своего народа, от исторического самосознания, отступление от церковно-общественных традиций. Украинство – это недуг, который способен подточить даже самый сильный национальный организм, и нет осуждения, которое достаточно было бы для этого добровольного саморазрушения!»

От себя добавлю, что украинство – это не просто недуг, о котором пишет Мончаловский, а заболевание духовное, бороться с которым можно, соответственно, только духовными средствами. К великому сожалению, современная УПЦ МП (не говоря уже об УПЦ КП) что-либо противопоставить этому духовному заболеванию не в состоянии. Это связано с тем, что в канонической УПЦ большая часть архиереев и священства сама является носителем идеи украинства. Во многих епархиях УПЦ МП (в том числе и в нашей Симферопольской и Крымской епархии) кадровая политика в течение последних двух десятилетий строилась исключительно согласнонационально-родственному критерию, вследствие чего образованные священники (чаще не украинцы), не удовлетворявшие этому критерию, оказывались здесь не у дел, некоторым приходилось даже уезжать из епархии. В результате качество священства заметно снизилось. При таком кадровом подходе говорить о духовном возрождении, о преодолении «недуга украинства» (по словам Мончаловского) практически нереально.

– Каким вы видите будущее Украины?

– За Украиной как за государством я не вижу большого будущего. Даже Советский Союз, в котором вертикаль власти была жестче, а система безопасности была намного мощнее, чем в современном украинском государстве, развалился. Потому что он был колоссом на глиняных ногах и евангельским домом, построенным на песке.

Возможно, Украина даже будет существовать в каких-то других границах, но, наблюдая здесь духовные процессы в течение последних десяти лет, могу сказать, что ее будущее не будет стабильным и безоблачным. Как не без юмора сказал израильский разведчик Яков Кедми, будущее Украины хуже ее прошлого. Через какие потрясения придется пройти людям и что пережить, известно одному Господу. В Крыму, слава Богу, отрыв от деградирующего и нищающего украинского государства происходит мирно, при большой поддержке людей. Хочется верить, что Господь не отнимет от нас мирные времена и в будущем.

Безусловно, жалко людей, проживающих в Луганске, Одессе, Донецке и других городах исторической Российской империи, которые, ощущая свою русскость, тянутся к России. После переворота 1917 года многие люди, которые жили праведной жизнью, любили Бога, чтили Божьи Заповеди, пострадали за Христа, и их страдания Господь вменил им в мученичество, они были прославлены в лике святых. Возможно, и на востоке, и на юге Украины православных ждут испытания, страдания, притеснения, которые приведут к стяжанию большей славы в Боге, Господь может повести их этим путем. Будем за всех молиться, за восток и за юг, чем мы еще можем помочь?! Все, что в нашей власти, – это молитва, и будет то, что Господь даст.

– Как вы считаете, то, что произошло в Крыму, – это чудо?

– Это чудо и дар Божий, без воли Божьей Крым не смог бы воссоединиться с Россией. В Крыму (и в Севастополе в том числе) всегда было много военных (около 230 только украинских воинских частей), и сюда специально присылали служить призывников и силовиков из Западной Украины, а их отношение к русским известно. Поэтому так просто взять и присоединить Крым к России: практически без сопротивления и крови – это что-то сверхъестественное, это от Бога, это милость Божия. Дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше. Хочется верить, что Киев также воспрянет, не погибнет под натиском русофобской идеологии, которая насаждается в Украине последние десятилетия. У архимандрита Серафима Тяпочкина есть пророчество о том, что «скажут свое веское слово преподобные отцы Киево-Печерские – они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят новый Союз трех братских народов».

– Как политические перемены в Крыму скажутся на церковной жизни полуострова?

– Я надеюсь, что эти политические перемены приведут и к положительным переменам в церковной жизни Крыма, в том числе в кадровой епархиальной политике, из которой совершенно уйдет тот самый национально-родственный критерий отбора. Перемены очень нужны. Хочется увидеть духовное возрождение колыбели русского православия.

Крым – место действительно знаковое для русской православной церкви, поэтому здесь идет страшная духовная борьба. Многие священники и прихожане нашей епархии, которые усиленно молились и постились перед референдумом, говорят, что в последние месяцы очень сложно шла молитва, был страх, отчаяние.

Священник, как и любой мирянин, должен стремиться к духовному росту. Если этого развития нет, всегда бывает деградация: в духовной жизни нет точки покоя. Большим заблуждением является тот взгляд, что если я хожу в храм в субботу и воскресенье, читаю утренние и вечерние молитвы, то делаю все необходимое для спасения. Духовная жизнь не может быть статичной, мы либо развиваемся (в интеллектуальном, духовном аспектах), либо деградируем: «Кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мф 12:30, Лк 11:23).

Мне очень хочется, чтобы кадровая политика, которая присутствовала в советские годы и в Русской, и в Украинской церкви, изменилась, чтобы в Крымской епархии было больше грамотных, образованных, стремящихся к духовному и интеллектуальному росту священников. Но где взять таких священников? Надо вспомнить слова Христа, обращенные к ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк 10:2). Хорошие священники – это дар Божий. Французский католический писатель Леон Блуа однажды заметил, что «святой народ дает добродетельное священство, а добродетельный народ дает посредственное священство». То есть не стоит забывать, что священники – продукт своей среды, поэтому во многом качество священства определяется духовно-нравственным состоянием народа.

– А каким вы видите будущее УПЦ МП?

– Мы все видели, как поступили с блаженнейшим митрополитом Владимиром, ставшим при смене власти ненужным тем людям, которые стремились к отрыву от Московского патриархата: его просто убрали, объявили недееспособным, хотя таковым он являлся уже достаточно давно. Сейчас определенные круги в митрополии при поддержке нынешней государственной власти с новой силой предпримут попытку создать некую аморфную единую украинскую православную церковь, в основу идеологии которой будет заложен украинский национализм и разрыв с Московским Патриархатом. Это все может привести к совершенному духовному оскудению Украинской Церкви и деградации, как следствие, украинского государства во всех аспектах. Когда духовная составляющая умаляется, тогда все остальные части общественно-государственной жизни также будут мельчать.

Людей, которые хотели бы сохранить верность Московскому патриархату на Украине, ждут определенные испытания. Мне вспоминаются слова покойного схиархимандрита Зосимы (Сокура), который говорил, что такие времена наступят и призывал священников и мирян держаться патриарха Московского, даже если на Украине будет объявлена каноническая автокефалия. Но технически это очень сложно. Например, в нашей Симферопольской и Крымской епархии по распоряжению архиерея все храмовые комплексы являются собственностью епархии. Поэтому, если бы нам пришлось выполнять завет отца Зосимы, перед нашей общиной встал бы вопрос, где совершать богослужения.

В связи со всем вышесказанным судьба канонической Церкви на Украине мне представляется непростой. Нужно будет бороться за свою самоидентичность, церковные каноны, благодатность церковной жизни. В какие формы эта борьба может вылиться, зависит от совести каждого человека. Например, после 1917 года кто-то оказался в лагерях, а кто-то соглашался с новым порядком, шел на компромиссы с новой властью и оставался служить на приходе, здесь сложно давать какие-то оценки, время покажет. Хочется верить в то, что молитвы святых новомучеников и исповедников Российских, которые однажды прошли этот сложный, неподъемный путь для нашего расслабленного поколения, сгладит те испытания, которые, возможно, выпадут на долю священнослужителей и мирян УПЦ МП на Украине.

– Отец Димитрий, в СМИ пишут, что уже сейчас начались открытые гонения на священников Московской Патриархии со стороны Киевского Патриархата…

– Да, известны случаи, когда на священников УПЦ МП, служащих в центральной и восточной Украине, оказывается давление, им угрожают, считают агентами Москвы, говорят, чтобы оставляли приходы и уезжали. Некоторые хотят уезжать. Мне звонил один батюшка, который хотел бы уехать из Украины, но его не отпускает архиерей. Владыку тоже можно понять, потому что, если он даст всем отпускные, у него священников в епархии не останется. Московскому патриарху, видимо, будет сложно сохранить влияние на Украине в современной политической обстановке. Думаю, что вопросы жизнеспособности УПЦ МП будут решаться и при содействии российского руководства, государственных структур, но это вопрос уже не ко мне, а к тем людям, которые Божьим промыслом поставлены руководить Россией и Русской церковью…

– Является ли тревожным звонком для России все, что происходило на Украине в последнее время?

– Очевидно, эту ситуацию нельзя сводить только к геополитической борьбе за Крым или за Украину. Это широкомасштабная борьба против России и, в первую очередь, против Русской церкви. На сегодняшний момент в России происходит духовное возрождение вопреки многим негативным моментам, которые присутствуют в современном российском обществе, в первую очередь, вопреки советской «закваске» – советскому наследию, с которым мы никак не можем распрощаться.

Если бы мы сумели избавиться от советского наследия, духовный всплеск в России был бы более масштабным, но, видимо, всему свое время. Коммунистическая закваска, которая присутствует в русских людях, сродни евангельской «фарисейской закваске» (Мф 15:6), но, тем не менее, это не помешало десяткам тысяч русских людей в Севастополе и в Крыму вспомнить, что они русские, и проголосовать за присоединение к России.

Если сегодня Россия не будет реагировать на события в Крыму и Украине, то завтра эти процессы могут быть инициированы и в граничащих с Украиной областях России. Представители «Правого сектора» не скрывают, что намерены заниматься террористической деятельностью на сопредельных территориях: Белгородской, Курской, Воронежской областях. В связи с этим мне вспоминается Рейхскомиссариат Украина, созданный немецкой оккупационной властью 20-го августа 1941 года на территории современной Украины. Немцы планировали впоследствии расширить границы Рейхскомиссариата и включить в его состав Курскую, Воронежскую, Ростовскую, Орловскую, Тамбовскую, Саратовскую и Волгоградскую области. Так что ничто не ново под луной. Господь не позволил свершиться этим планам, но такие попытки, видимо, будут предприниматься и впоследствии, поэтому нам необходимо защищать свои интересы и интересы наших соотечественников на сопредельных территориях.

Вообще сегодня происходят парадоксальные вещи: на Западной Украине члены «Правого сектора» сносят памятники Ленину, хотя должны были бы сами эти памятники устанавливать в знак благодарности за то, что Ленин и его соратники-коммунисты осуществили передачу исторических русских земель Украине и инициировали насильственную массовую украинизацию русского населения на территории УССР. А на востоке Украины, где русские люди испытывают давление со стороны националистических сил, эти памятники должны были бы ими демонтироваться. Поэтому, если жители Харькова и других юго-восточных городов хотят победить националистическое зло, избежать очередной волны украинизации, сохранить свою русскость, они должны обратиться к Богу, объединиться вокруг Христа, а не собираться вокруг памятников Ленину…

– У христиан есть границы, которые определяются Церковью, – это молитва, службы и посты. Должны ли христиане более активно участвовать в общественной жизни?

– Конечно, мы должны принимать активное участие в общественной жизни. Когда только начинались события в Крыму, я позвонил своему духовнику схиархимандриту Илию (Ноздрину) и спросил, какую позицию должны занять священники: только молиться или еще что-то делать? Его ответ был следующим: «Всем нужно сплотиться, священники должны быть в первых рядах, окормлять людей, которые на блокпостах несут службу, обеспечивать всем необходимым». Отец Илий призывал всех участвовать не только в молитвенном подвиге, но и занять активную гражданскую позицию.

Сегодня вопрос состоит не в том, будет ли Крым российским или украинским, речь идет о судьбе Православия, и в том числе на крымской земле. Конечно, мы должны защищать свою веру всеми возможными и допустимыми способами. Если мы сегодня не защитим православную церковь, свою русскость, то завтра можем стать этническими украинцами или еще кем-то, а тот, кто не сможет трансформироваться или сменить идентичность, будет вынужден уехать, а возможно, и погибнуть.

К сожалению, среди крымских священников нет единства в понимании этого вопроса, в нашей епархии много священников-уроженцев Западноукраинских регионов, которым зачастую совершенно чужда идея русского мира. Некоторые из них в эти дни призывали своих прихожан игнорировать референдум или, если голосовать, отдавать свой голос в поддержку Украины. Так, например, я знаю, один священник Феодосийского благочиния посещал украинские воинские части и призывал украинских воинов противостоять России с оружием в руках. И в Севастополе нет единства среди духовенства, кто-то поддерживает Украину в силу этнической принадлежности, а кто-то боится перемен, боится не попасть в струю и потерять свое доходное место на приходе.

До сегодняшнего дня я не слышал ни одного однозначного заявления священноначалия нашей епархии, нашего благочиния относительно этих событий, присутствуют лишь какие-то обтекаемые заявления о том, что все люди – братья, что надо молиться о мире. О мире молиться, конечно, надо, и мы молимся «о мире всего мира» на каждом богослужении. Но куда стремиться, остается непонятным. Люди дезориентированы, и голос священства был бы очень нужен в этот момент.

Один из наших священников, прекрасных священников, посещал блокпосты на Перекопе и Чонгаре, и люди, которые стояли там, жаловались, что им морально очень тяжело, а поддержки от священства нет, ведь не только мы, духовенство, чувствуем этот духовный натиск, но и те простые люди, которые стоят на передовой, ощущают «невидимую брань», может, и в большей степени. Когда этот священник служил водосвятные молебны на блокпостах, окроплял бойцов святой водой, некоторые бойцы плакали. После молитвы и слов поддержки люди, находящиеся там, воспряли духом.

Поэтому такая активная позиция среди духовенства нужна, ведь если не мы защитим свою землю, то кто еще ее будет защищать?!

– Некоторые люди, в частности те, которые вышли на «Марши мира» в Москве говорят, что защищать Крым было не от кого, и более того, что Россия является оккупантом и агрессором…

– Люди, которые вышли на так называемые «Марши мира», не совсем понимают, ради чего мы живем, им не хватает духовной составляющей. Даже мои знакомые в Москве, которые занимаются бизнесом, опечалены тем, что евро растет по отношению к рублю, говорят, что нужно спасать рубль. Я же возражаю, говорю, что надо в первую очередь спасать своих соотечественников, а потом рубль. Но, видимо, они просто хотят всю жизнь жить так, как жили: в привычном ритме, иметь стабильный доход.

Те, кто имеют представление о духовной жизни, более четко и ясно понимают, что сегодня происходит на Украине и в Крыму. Понимают, что это все имеет непосредственное отношение к будущему России. Если мы сегодня будем спасать в России рубль, а не соотечественников в Крыму и Украине, завтра мы уже ни рубль не спасем, ни собственный народ, ни территорию.

– В чем феномен крымских событий и почему планы тех, кто задумывал Майдан, потерпели крах в Крыму?

– Потому что их планы Господь не благословил. «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». Полагаю, не случайно освобождение Крыма началось в день памяти священномученика Ермогена. В связи с этим днем мы вспоминаем события XVII века, когда под вопросом оказалось само существование России. Тогда милостью Божией нашлись люди, способные повести народ за собой и спасти Россию от уничтожения. Так что Господь не с теми, кто задумывал Майдан, а с нами – это однозначно.

У нас было несколько чудесных случаев в Севастополе. Одной женщине в конце февраля, когда многие люди находились в состоянии уныния и отчаяния, было явление Божьей Матери, которая сказала молиться иконе «Всех скорбящих Радость».

И потом, немного позже, перед началом великого Поста, нашему семилетнему алтарнику во сне явилась Божья Матерь, Которая, находясь в храме св. Александра Невского «на воздухе», обратилась к большому количеству верующих и сказала: «Молитесь, молитесь Христу и Мне, Я вам помогу». В своих руках Она держала Покров, который после этих слов распростерла над всем Крымом, именно над Крымом. В последующие дни многие верующие, которые молились и читали акафист Божьей Матери «Всех скорбящих радость», засвидетельствовали, что наступил перелом, что с каждым днем демонические волны, которые накатывали одна за другой на молящихся, становились все меньше и меньше, ослабевали. Мы верим, что Божья Матерь заступилась за Крым, за Россию, произошел ощутимый перелом на духовном фронте.

– Считаете ли вы, что Крым положил начало возрождения России, о котором писали старцы?

– Возрождение России началось с того момента, когда распался Советский Союз и продолжается сегодня, несмотря на противодействие, на огромное советское атеистическое наследие, которое является большим препятствием. Совсем недавно к Дарам волхвов в Севастополе пришли, по разным оценкам, от шестидесяти до ста тысяч человек, при том, что население Севастополя – триста восемьдесят тысяч. То есть почти все дееспособное население прикоснулось к святыне. Это, без сомнения, является признаком духовного подъема. Понятно, что многие идут в храм, к святыне исходя из своих личных, земных побуждений, но все равно приятно, что люди ищут разрешения своих проблем не в оккультных организациях и сектах, а в храме, это не может не радовать. Теперь задача священства состоит в том, чтобы донести до людей истины христианской веры и свидетельствовать радость Богообщения. Если сумеем это сделать, многие останутся в Церкви, а если наше служение сведется к требоисполнительству, то через определенное время люди уйдут.

– Многие верующие после событий на Майдане думали, что короткий этап возрождения, о котором говорили старцы, уже позади и дальше будет только хуже, но тут случился Крым…

– Лет пятнадцать назад я разговаривал со старцем Илием (Ноздриным), и в его окружении доминировали апокалиптические настроения, говорили, что Россия погибает и все идет к концу, а отец Илий тогда сказал, что если Господь захочет, то может пустить историю России по второму кругу, еще на несколько столетий. В среде нашего православного духовенства я, наверное, не встречал другого такого человека, как о. Илий, который бы относился с такой любовью к своей стране. Отец Илий всегда рассматривал Россию как проекцию Царствия Божьего на земле. За молитву таких людей Господь может совершить возрождение, о котором мы говорим.

Недавно на одном из православных форумов я читал пророчества архимандрита Серафима Тяпочкина, которые относились к событиям начала 90-х годов, предрекали распад России. И вот мы живем в 2014 году и видим, что Россия укрепилась, видим, что эта часть пророчеств о. Серафима не сбылась, Господь повел Россию по другой дороге. Наша задача состоит в том, чтобы трудиться и ответственно исполнять каждому свое дело. Как говорится, «делай, что можешь, и будь, что будет», точнее, что Бог даст, поэтому будем надеяться на лучшее. Ведь Господь делает все необходимое, чтобы спасти человека, и если мы окажемся способными во времена «мирные и благопотребные» донести до людей евангельские истины, то Господь даст нам такие времена. Если же Господь увидит, что сытость и успокоение расслабляют людей и приводят к забвению небесных истин, то может послать и испытания. Нынешнему мирному положению дел в Крыму, да и в России в целом, мы обязаны упорным молитвам священства и мирян. В Священном Писании во втором послании апостола Павла к Фессалоникийцам сказано о том, что последние времена не наступят, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фс 2:7). Под «удерживающим» многие толкователи подразумевали третье лицо Святой Троицы – Святой Дух. Мы проповедуем, говорим, что Бог есть Любовь, стараемся зажигать человеческие сердца любовью к Богу и к ближним. Если мы делаем это успешно, то люди не теряют связь с Богом, и исполнение апокалиптических пророчеств откладывается.

 

– Когда было принесение Даров волхвов в Россию, очень многие СМИ, особенно либеральные, говорили о том, что поклоняться этим Дарам это язычество, что они ненастоящие и многое другое, что не хочется даже повторять…

– Это спор VIII века о том, нужно ли поклоняться иконам, мощам и святыням или нет, но речь здесь идет о другом. Все дьявольское пытается приобрести внешнее сходство с Божьим, «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор 11:14). Рассуждая поверхностно, можно прийти к утверждению, что мумия Ленина в Мавзолее и мощи преподобных отцов Киево-Печерских суть одно и то же. Однако по содержанию и по духу это совершенно разные явления. В Киево-Печерских отцах – дух Божий, который почивал на них при жизни и почивает в большей степени после их смерти, а в Мавзолее – дух сатанинский. То, что я ощутил лично, прикоснувшись к Дарам волхвов, неописуемо. И многие люди говорили, что испытали такое состояние безмерной радости, благодати, какое давно не испытывали. Возможно, результаты референдума напрямую связаны с всенародным поклонением Дарам волхвов в Севастополе и Крыму. Те люди, которые прикоснулись к этой святыне, действительно испытали просветление чувств, мыслей и сердечных движений. Этим был обусловлен их выбор. Нужно поклоняться, нужно почитать святыни…

– Как можно понять, где присутствует благодать, а где ее нет? Например, на том же Майдане многие молились вместе с филаретовцами, раскольниками и думали, что на их действия есть Божье благословение…

– Это может понять только тот человек, который глубоко молится, имеет опыт Богообщения и понятие о благодати, а когда человек не оперирует таким понятием, он оперирует в лучшем случае внешними атрибутами: кадило, крапило, колядки – и к этому сводится вся духовная жизнь. К сожалению, это беда не только филаретовской или греко-католической церкви, чьи священники присутствовали в основном на Майдане. В нашей Церкви тоже присутствует обрядоверие, поверхностное восприятие внутрицерковной жизни.

Чтобы почувствовать фальшь и ложь, нужно вести полноценную внутреннюю жизнь. Если в человеке есть эта жизнь, если есть молитва, то он отличит истину от фальши, подлинник от подделки. А поверхностному человеку отличить крайне тяжело: антураж есть, а содержания нет. Именно поэтому греко-католики, униаты, сохранив внешние православные (восточные) обряды, восприняли римо-католическое (западное) вероучение. Западу необходимо было предложить эту переходную форму христианства для того, чтобы прельстить человека, который живет на Востоке, чтобы простой обыватель не смог разглядеть подмену, видя неизменность внешних атрибутов религиозности, не понимая существенных различий между вероучениями…

– То есть единственный выход, чтобы начать видеть подобные фальшивки и подмены – это молиться?

– Да, молиться. Наша задача – самим учиться молиться и учить людей молиться. Если человек нащупает и почувствует вкус молитвы, тогда, можно сказать, он приобретет иммунитет к подмене, сможет отличить оригинал от подделки, в противном случае это сделать невозможно. Я всегда высказывался против акцента на обрядоверии, который ставится в нашей церковной жизни, и, может, имеет смысл сократить время, которое мы уделяем требам, молебнам и освящениям, и заниматься больше проповедью, учительством, общением с верующими. В нашей же епархии, к сожалению, основная форма активности – это крестный ход. Это хорошо, конечно, пройтись крестным ходом, засвидетельствовать внешним свое присутствие в городе, нагнать по разнарядке моряков Черноморского флота для придания мероприятию характера массовости. А что дальше?! Я не встречал ни одного человека, который пришел бы к Богу, увидев Крестный ход.

– Отец Димитрий, а как должна строиться работа пастыря в Церкви?

– Повторюсь, что должна быть молитва. Молитва и толковая проповедь. Если сам священник будет искренне молиться, то другие это будут чувствовать. Каков поп, таков и приход. Если священник в храме только исполняет требы, но не молится, храм будет пустой.

В проповедях надо объяснять людям, как молиться, учить молиться, ссылаясь на огромный опыт Церкви и святых отцов. Понятно, что Господь Сам наставляет человека на всякую правду (Ин 16:13), но помогать надо. И наша задача, прежде всего, в этом, а не в том, чтобы требы были поставлены на поток. Поэтому, может, где-то и надо иметь мужество отказать человеку в исполнении той или иной требы.

Приведу пример. Когда я служил в Свято-Троицком соборе города Симферополя, подошли ко мне как-то люди и попросили крестить ребенка. А дело шло уже к началу всенощного бдения. Я им стал отказывать, объясняя, что сейчас такой возможности уже нет, а они все стоят на своем: «Крестите и все, мы уже и в кассу заплатили». Я их спросил: «А вы Символ веры знаете? Знаете, в чем суть православного Крещения?» Ответили, что нет. «Ну, – говорю, – тогда точно крестить не буду». Естественно, случился скандал, они пожаловались на меня, но я в крещении отказал и по сей день считаю, что поступил правильно. В Евангелии есть такие слова, адресованные апостолу Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк 22:31). Наше требосовершительство без подготовки людей к принятию того, что мы им собираемся преподать – это действительно какое-то исполнение дьявольского пожелания: сеем как пшеницу, а зерно падает и погибает, падает и погибает. Священник должен иметь мужество отказать в исполнении треб тому, кто не понимает, чего требует. Эти люди мне тогда сказали: «Что вы себе позволяете, у нас уже стол накрыт!» Я говорю им: «Ну вы посидите, выпейте, найдите другой повод, а в следующий раз мы крестим». Конечно, людей нельзя просто так прогонять, нужно сказать, вы придите, будем общаться, будем разговаривать. Но, к сожалению, далеко не во всех есть желание вернуться в храм. Сколько крестных родителей при совершении крещения я призывал снова прийти в храм, лишь единицы приходят, к сожалению.

– Давайте вернемся к теме присоединения Крыма к России. Вы были вечером после референдума на площади Нахимова в Севастополе, когда объявляли итоги голосования? Какая там была атмосфера? Многие говорят о невероятном подъеме духа, который царил у всех людей…

– Действительно был эмоционально-духовный подъем, было ощущение почти Пасхи, хотя понятно, Пасху ничто другое заменить не может. Было реальное чувство освобождения. В предшествующие дни многие очень горячо молились, молитва шла очень тяжело, некоторые наши прихожане строго постились три дня по благословению схиархимандрита Илия. Ко мне подошли прихожанки нашего храма в конце третьего дня и говорят: «Батюшка, разрешите, мы что-нибудь скушаем, а то уже падаем». Такое было напряжение воли, напряжение всех сил, такое было духовное противостояние. А тут за нас вступились Господь и Богородица, появилось ощущение внутренней легкости, как будто темные силы, которые боролись с нами в последние месяцы, отступили, не знаю надолго ли, но отступили. Это было облегчение, это было ощущение радости, освобождения. Крым – это знаковое место для Русской православной церкви и для России, и борьба велась не за российские пенсии или льготы.

Может быть, подавляющее число нецерковных людей боролось, прежде всего, не за православие, а за Россию, за русскость, за право быть русскими и говорить на своем родном языке, но мы понимаем, что русский человек и православие неразделимы. Поэтому даже борьба малоцерковных или нецерковных людей за русскость в итоге является борьбой за православие, за свою самоидентичность, которой без православия не существует. Русский человек без православия не может существовать, он перестает быть русским. Возможно, украинцем может стать или еще кем-то, а русским нет. Так что даже многие из тех, кто не понимали этого, выкрикивали, размахивая российскими триколорами: «Россия! Россия!» – все равно стояли за Православие, за свою веру, за веру своих предков…

– Можете сравнить, что произошло на Майдане и что в Крыму? На Майдане можно было встретить множество хороших людей, которые вышли за справедливость и за лучшую жизнь…

– Благими намерениями дорога в ад вымощена. Сегодня некоторые политологи говорят о том, что в Киеве к власти пришли такие люди, по сравнению с которыми Янукович покажется святым. С добрыми намерениями и благими лозунгами совершалась революция 1917 года, люди шли отстаивать справедливость, а учинили смуту, вышли за пределы допустимого и, переступив черту закона, дали возможность действовать самым темным и глубинным силам нашего общества. В 1917 году никто не подозревал, что эти силы могут сыграть трагическую роль в истории нашей страны. А вообще, есть ли справедливость на нашей земле? Почему, когда Христос воплотился и пришел в мир спасти человека, не боролся за справедливость?! Ведь иудеи ждали именно такого лидера, который освободил бы еврейский народ от несправедливости, от римской оккупации, но Господь не поддержал их чаяния. По человеческому естеству Он происходил из нищего социального сословия. Обычно все баталии за справедливость, как показывает нам история, заканчиваются трагично. Мы не живем в раю, и никогда на земле не будет справедливости. И нам, проживающим в Крыму, не стоит наивно полагать, что после присоединения к Российской Федерации наступит всеобщая справедливость: не будет коррупции, не будет должностных злоупотреблений. И коррупция будет, и будет все, что присутствует в человеческой природе – это и есть грех. Каждый человек может бороться за справедливость только в своей собственной душе или на том месте, куда поставлен Богом на служение.

А когда выходят народные массы и сметают легитимную власть, пусть даже под самыми справедливыми лозунгами, это неправильно, зачем переходить черту и нарушать закон? Создали прецедент, и теперь могут прийти любые силы и нарушать этот закон многократно, вплоть до того чтобы физически воздействовать на своих оппонентов.

Люди, которые вышли на Майдан, говорят, что было невыносимо терпеть режим Януковича, но разве было все так нестерпимо? Наши предки пережили и голод, и гражданскую, и две мировых войны, и репрессии, и гонения за веру, и тюрьмы, и лагеря… Разве людям в Киеве было так невыносимо жить при Януковиче? Или вопрос состоит в другом: может, у расслабленных людей просто не было терпения? Ныне покойный схиархимандрит Иона (Игнатенко) как-то сказал, что современные люди духовно слабы, поэтому терпеть ничего не могут. Но терпеть придется. Не хотели терпеть Януковича, сейчас будут терпеть других. Кто мешал потерпеть до 2015 года и переизбрать нестерпимого президента? Так что все призывы к справедливости и борьба за справедливость зачастую приводит к прямо противоположным результатам. Борьба за справедливость плохо заканчивается, надо не за справедливость, а за волю Божию бороться, за заповеди Божии, а эта борьба начинается в первую очередь в душе человека.

В 1993 году я тоже ходил с друзьями защищать Белый дом в Москве, хорошо, что нашлись умные люди, которые направили на нас автоматы и не пустили, сказали: «Домой идите». И мы пошли домой. А на следующий день был штурм Белого дома, и тогда мы были за советскую родину, за «справедливость». Сейчас я понимаю, как я заблуждался, будучи человеком малоцерковным, крестившимся за четыре года до этих событий, совершенно не понимал, что происходит на самом деле в стране. Нет у нас терпения, нет смирения, нет мудрости духовной, которая давала бы нам возможность масштабно, стратегически оценить события. Такие люди, как схиархимандрит Илий (Ноздрин) могут дать объективную и духовную оценку процессам в обществе. Они пережили войну, пережили голод, имеют большой духовный опыт, большую благодать, но кто их слушает? Когда отец Илий выступил против смуты на Болотной площади в Москве, сколько грязи было на него вылито в интернет-сообществе! Даже верующие люди говорили о том, что о. Илий уже стар и не совсем верно понимает то, что происходит в стране. А где же послушание? Послушание от слова слышать, слушать и уметь услышать чужое авторитетное мнение. Ведь такие люди, как схиархимандрит Илий – это дар Божий, это путеводные маяки, чтобы мы не заблудились, не сбились с пути. Но большинство людей стараются по-своему понимать и интерпретировать светскую и церковную жизнь. Однажды схиархимандрит Иоанн Крестьянкин сказал, что наступят такие времена, когда будет что ни голова, то своя церковь. Надо держаться за духовных людей. Но это непросто. Только сейчас, на пятом десятке, и зная о. Илия двадцать пять лет, я понимаю, что надо слушаться, а до этого, как правило, не слушался. Надо учиться быть готовым воспринять чужое мнение, тем более мнение человека, который духовен, которому открывается воля Божия. Но понять и вместить это малоцерковному человеку очень непросто.

Расскажу эпизод из личной жизни, это был 1999 год, мы были с отцом Илием в Псково-Печерском монастыре и оказались в келии архимандрита Адриана, я стал свидетелем беседы двух духоносных людей. Отец Адриан сказал отцу Илию, что сейчас президентом будет Путин, а потом конец, достал какую-то апокалиптическую книгу, стал показывать ее отцу Илию. А отец Илий захлопнул перед ним книгу и сказал: «А я, отец Адриан, батюшка дорогой мой, считаю, что за Путина нужно молиться». И вот последние пятнадцать лет о. Илий молится за Владимира Путина. Та мудрость, та харизма, которой действительно сегодня обладает президент России, дана ему от Бога по молитвам таких людей, как отец Илий. И нам нужно не перевороты устраивать, а молиться за власть предержащих, тем более, что такие люди, как Владимир Путин, безусловно верующие, не безбожники. Да, несомненно, у них есть свои слабости, недостатки, но кто из нас без греха? Но то, что нынешний президент Российской Федерации является выдающимся политиком современной эпохи, – это бесспорно. Не побоюсь сказать, что В. Путин – это вымоленный правитель, и мы только сейчас начинаем это понимать.

И еще из своего личного опыта могу сказать, что активная социальная и гражданская позиция отца Илия обусловлена и подтверждена опытом. Если бы такие люди, как отец Илий не молились и не благословляли трудиться на благо нашего Отечества, не задавали бы импульс и направление многим в их труде на благо нашей Родины, Россия могла бы уже много раз сорваться в пропасть. Надо проповедовать, призывать людей к добру и к созидательной деятельности, быть патриотом, иначе в какой стране мы будем исповедовать свою веру? Как быть православным сейчас в Киеве, где идет разделение Церкви? Как быть православным в Сирии, где христиан уничтожают? Как быть христианином в Египте, где коптов вытесняют? Если у нас отнимут Россию, мы будем изгнанниками на своей собственной земле…

– Отец Димитрий, сейчас в связи с событиями в Крыму обострилась тема патриотизма. Как правильно относиться к патриотизму?

– Бог есть Любовь. Только в Боге есть созидание, всякое другое начало ведет к разрушению. Есть патриотизм преподобного Сергия Радонежского, который благословил Димитрия Донского и монахов на битву. Если бы он так не поступил, мы могли бы сегодня не быть православными людьми, поэтому здесь важно нащупать грань, где в патриотизме начало положительное, а где разрушительное. Если национальная идея сводится к национализму, как в нынешней Украине, то это не может быть патриотизмом. А если национальная идея говорит о том, что мы созидаем свой собственный народ, свою собственную веру, не ущемляя права других народов, то такой патриотизм оправдан и созидателен. Святейший патриарх Кирилл сказал недавно, что он не поддерживает русский национализм, но и не поддерживает умаление значения русского народа в истории формирования Российского государства. Не нужно доводить ничего до абсурда, до крайности, в том числе и патриотизм, и все будет хорошо.

Мне довелось быть таким ура-патриотом, причем советским. И вот однажды отправился я в паломническую поездку в Псково-Печерский монастырь с намерением встретиться с отцом Иоанном Крестьянкиным. Правда, к нему я не попал, но от него мне передали маленькую записочку, и первым в ней было следующее: «Некоторые полагают любовь к Отечеству выше любви к Богу». Все для меня стало понятно. Наше русское Отечество может восприниматься верующими только как земная проекция Царствия Небесного, как государство, в котором можно жить и удобно достигать спасения. И здесь есть все условия для этого. А если мы будем пренебрежительно относиться к нашей Родине и говорить: «Пусть любые приходят и управляют нами», – то могут прийти к власти такие силы, что жить для вечности, спасаться будет крайне непросто.

Еще совсем недавно советская власть ущемляла права верующих. Я читаю документы, связанные с деятельностью святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Крымской и Симферопольской епархии. Это было очень тяжелое время, владыка жаловался, что невозможно управлять епархией, советская власть поставила перед собой задачу закрытия и уничтожения приходов. При такой власти для многих путь к храму, Богу оставался закрытым в течение многих десятилетий. Если мы не хотим жить в таких условиях, хотим жить в православном отечестве, то за него надо бороться, его надо созидать, преодолевая сопротивление.

В девяностые годы к отцу Илию приходили люди, которые занимали достаточно ответственные должности в административных, силовых структурах, министерствах. Они говорили: «Мы верующие люди, а нас просто выдавливают, вытесняют, приходится работать среди неверующих и это непросто». А отец Илий говорил: «Держитесь, молитесь, оставлять нельзя, если вас выдавят, то кто останется? Какова будет судьба России?» Надо стремиться к тому, чтобы верующие люди в нашем отечестве занимали ключевые посты в административных, финансовых и других государственных структурах. Вот такой патриотизм я приветствую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *