О крещении

Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. Таинством оно называется потому, что через него непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать.

Некоторые спрашивают, не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога? Не лучше. Ведь в Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая поможет ему в жизни. Он становится членом Церкви и может поэтому быть участником святых Таинств. В том числе и Таинства Евхаристии – причащаться Святых Христовых Тайн.

У каждого ребенка должны быть крестные родители, потому что их крестят по вере родителей и восприемников.

По традиции крестные родители (православные, крещеные) не должны быть молодыми людьми, желающими пожениться между собой. Собирающиеся вступить в брак, став восприемниками, будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством. Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах.

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум, два восприемника.

Взрослый человек может креститься без крестных, т. к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне способен самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он в полной мере отдает отчет своим действиям, чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но в случае крайней нужды можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Обычно перед крещением проводятся подготовительные (огласительные) беседы.

В нашем храме Таинство Крещения обычно совершается в субботу и в воскресение в 14:30, а также может совершаться в любой другой день по договоренности со священником.

 Для крещения ребенка вам понадобятся:

  • крестик,
  • крестильная белая рубашка, в которую во время крещения будет облачен ребенок (по возможности),
  • полотенце или пеленка,
  • запасная одежда для младенцев.

 Для крещения взрослого человека вам понадобятся:

  • крестик,
  • полотенце и простынь,
  • запасная одежда,
  • тапочки.

Чтобы подготовиться к Таинству Крещения, родители ребенка и крестные родители накануне должны исповедаться и причаститься. Исповедаться можно на любой вечерней службе. На следующий день после необходимой подготовки на литургии можно причаститься. О том, как необходимо готовиться к Исповеди и Причастию, читайте здесь.

Для должной подготовки к принятию Таинства Крещения взрослые крещаемые в дни перед принятием Таинства могут почитать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Ведь эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы. Старайтесь избегать суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора, не участвовать в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико и свято, а все святое Божие принимается с величайшим трепетом и благоговением.

Состоит это Таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазание, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве (исторически эта часть Таинства связана с необходимостью дойти от баптистерия, где производилось Крещение, до храма, в котором шла Литургия, и присоединиться новопросвященным к общей молитве и участвовать в Таистве Евхаристии). Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство Крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу.

На следующий день новокрещенный (как младенец, так и взрослый) должен причаститься.

 

Дай Бог всем нам идти путем нашей христианской жизни достойно и не забывать, что крещение – это только отправной пункт. Мы знаем, что рождение ребенка – лишь начало его жизни: он может «состояться» как личность, а может прогулять и «протратить» жизнь бесполезно. Вот так и крещение. Оно открывает новые горизонты, зовет к новой жизни, но эту новую жизнь надо прожить. Надо «осуществить» себя, надо духовно состояться. Бог вам в помощь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *