Нужно ли легализовывать оружие

Иерей Димитрий Алешкевич

Настоятель храма «Всех скорбящих Радость» города Севастополя

(источник – портал “Православный взгляд”)

До недавнего времени я был однозначным сторонником легализации огнестрельного оружия в России, однако сейчас мой взгляд на этот вопрос немного изменился. Владение огнестрельным оружием дает человеку бOльшую степень свободы. Любой христианин понимает, что бOльшая степень внешней свободы должна быть всегда сопряжена с бОльшей степенью ответственности. Мерой ответственности является степень исполнения христианских заповедей человеком. И наоборот: чем дальше человек от исполнения Закона Божьего, тем меньше в нем степень ответственности. Как сказал в свое время А. И. Солженицын, «свобода без нравственного этажа — сама себя разлагает».

Можно ли говорить о достаточной степени ответственности, если человек предан пьянству, не хранит христианские семейные ценности, никого не уважает и не ищет «пользы ближнего своего», а преследует лишь свои собственные интересы, порой корыстные и мелочные? Не станет ли оружие в руках такого человека мощным средством для реализации своих амбиций и страстей?

Учитывая степень дехристианизации подавляющего большинства нашего общества, мне кажется, что законодательно закрепленное разрешение на владение оружием (не имею в виду гладкоствольное и нарезное охотничье, которым люди и так владеют) может привести к обострению социальных конфликтов, к нарастанию противостояний и ненависти, особенно если учесть традиции кровной мести некоторых народов Кавказа.

В западных странах степень ответственности гражданина находит свою питательную среду в строгости закона и в исторической традиции исполнения закона. А в России, к сожалению, традиционно «закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». И такие сюжеты, как уголовное дело по факту хищения средств в Министерстве обороны, главой которого до недавнего времени был господин Сердюков, почему-то в очередной раз убеждают меня в том, что возможность избежать ответственности за нарушение закона в нашем обществе все еще прочно сохраняется. Если мы все же собираемся разрешить ношение огнестрельного оружия, то надо обеспечить прочное исполнение закона, регулирующего ношение и применение оружия.

Защищать себя, родных и близких, семью и родину с помощью оружия в случае угрозы или агрессии можно и нужно. Но здесь есть два момента. Во-первых, это культура владения оружием: надо уметь им пользоваться, чтобы не нанести вред себе или другим по неосторожности. Во-вторых, это духовно-нравственная составляющая. Не хотелось бы, чтобы в бытовых конфликтных ситуациях люди прибегали к этому аргументу.

Протоиерей Олег Стеняев

клирик храмаРождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов, проповедник и миссионер

Я считаю, что легализовать оружие необходимо, потому что человек имеет право на защиту и самооборону. Одно дело отвечать на зло добром, как сказано в Евангелии: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Но когда речь идет о защите своей жизни или жизни других людей, то совершенно необходимо использовать оружие в качестве самообороны. К сожалению, на сегодняшний момент правоохранительные органы не могут обеспечить безопасность граждан, а криминальный мир перевооружен. Почему хулиганы и кавказцы имеют огнестрельное оружие, а у простых граждан его нет? Например, в некоторых штатах Америки, где оружие разрешено, совершается меньше уголовных преступлений. Стрелять из зарегистрированного оружия — это всё равно, что оставлять на месте преступления свою визитную карточку. Жизнь с каждым годом становится всё сложнее, поэтому, по крайней мере, у людей появится шанс защищать себя, и преступник, который захочет обокрасть квартиру или человека, сто раз подумает перед тем, как это сделать.

В Евангелии сказано: «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Этими словами Христос благословляет человека, защищающегося и отвечающего на агрессию. Всякий, взявший меч, должен понимать, что на него найдется другой меч, от которого он погибнет. Именно так эти слова понимал благоверный князь Александр Невский. Он их перефразировал следующим образом: «Кто на Русь с мечом придет, от меча и погибнет».

У апостолов было два меча, когда они спросили Господа Иисуса Христа: «Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно (Лук. 22:36-38). В то время мечи были запрещены, потому что римские оккупанты разрешали евреям носить только ножик или подобие меча, но с маленьким лезвием, поэтому меч для апостолов являлся как бы «нелицензионным оружием». Но, когда люди собирались в дальнее путешествие, они брали с собою меч, чтобы защищаться от разбойников. Конечно, Господу не нужно было защищаться с помощью меча, Он — Царь Мира и мог послать в защиту верующих легионы ангелов, но словом «довольно» он разрешил им пользоваться оружием.

Конечно, оружие должно быть зарегистрировано, человек, который получает право на оружие, должен быть не судим и психически здоров. Процедура выдачи лицензии на оружие существует, и она работает. С помощью холодного оружия можно также совершать преступления, как из огнестрельного оружия. Мы знаем, что так называемые «бытовые преступления», а это страшные преступления против близких, знакомых и родственников, как правило, совершаются с помощью холодного оружия.

В Церкви с давних времен совершается чин освящения оружия. Чтобы оружие использовалось по назначению и чтобы Господь оберегал человека, необходимо освятить оружие. К тому же необходимо хранить оружие в специальных сейфах, чтобы оно не попало в руки посторонним людям, в том числе детям. Представители полиции должны проверять места для хранения оружия.

Протоиерей Тимофей Куропатов

настоятель Патриаршего подворья при храме святого Царя Страстотерпца в Анино

Во мне борются два начала: одно христианское, а другое человеческое. Как священник я понимаю, что не нужно легализовывать оружие, потому что,как сказал блаженный Августин, «если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Но с человеческой точки зрения я понимаю, что это необходимо, хотя в этом скрывается большая опасность. Например, в Америке, где есть свободный доступ к оружию, происходят массовые расстрелы граждан. Я больше против, чем за.

Иерей Виталий Рыбаков

руководитель рязанского Центра охраны материнства и детства

Если оружие будет распространяться среди мирного населения, ничего хорошего из этого не выйдет, мы просто поубиваем друг друга. Посмотрите на Америку, там очень много психически неуравновешенных людей, которые стреляют из оружия.

В послании Апостола Петра сказано: «Ибоначальникесть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3-4). Основная функция государства — это пресечение зла, поэтому правоохранительные органы должны использовать оружие. Но распространение оружия среди простого населения может быть опасным, так как людей могут использовать для того, чтобы поднять возмущение против власти и государства. Это кому-то может быть выгодно. Если нужно будет защитить дом и свою страну, оружие и так выдадут.

Игумен Сергий (Рыбко)

игуменРусской православной церкви,миссионер

Я сторонник легализации оружия. В Российской империи до 1917 года любой психически нормальный человек имел право на ношение оружия определенного вида. Поэтому, если преступник собирался кого-нибудь изнасиловать или ограбить, он знал, что может получить пулю в лоб от совершенно мирного человека. Почему преступники могут творить беззакония, а мирные люди не могут себя защитить?

Роман Силантьев

религиовед, историк и историк религии

Христианин должен защищать себя с помощью оружия. Только легализация оружия, как мы видим на примере Донбасса, малоэффективна. Нарезное и гладкоствольное оружие против танков не работает.

Иерей Димитрий Ненароков

Помощник Атамана центрального казачьего войска

Люди, которые желают защитить свою семью, ведут себя очень осторожно, чтобы не дать повода к вооруженной потасовке и смертоубийству. Легализация оружия может привести к взрыву насилия в обществе, потому что в нашем обществе много психически нездоровых людей, подверженных различным страстям. Когда легализуют оружие, начнется неуправляемый процесс, вооружатся, прежде всего, различные национальные диаспоры и криминальные группировки, а законопослушные граждане подвергнутся еще большему риску. Я категорически против легализации оружия.

Иерей Валентин Цикулаев

миссионер, общественный деятель

У христианина есть своё оружие — Слово Божие и крестное знамение. Если христианину нужно будет защитить ближнего, Господь, я думаю, и так всё устроит. Легализация оружия не нужна.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

клирик Иваново-Вознесенской епархии, церковный публицист и миссионер

Разумеется, христианин может и должен защищать себя с помощью оружия, руководствуясь гражданскими законами. А законы эти должны быть такими, чтобы в наибольшей мере способствовать миру, общественному спокойствию и искоренению преступности. В нашей стране, в отличие от Соединенных Штатов, во многом утрачена дисциплина владения и использования огнестрельного оружия. Это означает лишь, что восстановление законного права на ношение оружия не должно быть поспешным и суетливым. Прочее остается на усмотрение законодателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *