“ЛЕГЕНДАРНЫЙ СЕВАСТОПОЛЬ? ПОТОМКАМ БАНДИТОВ И ПРОСТИТУТОК ПОСВЯЩАЕТСЯ” Воскресная проповедь. 20 сентября 2015 г.

         Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

         Сегодня хочу сказать вам несколько слов, не совсем приятных для слуха, но очень хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Недавно мы вспоминали событие, которое произошло 95 лет назад здесь в Крыму, а именно, уход Белой армии и наших русских людей из Крыма. На севастопольском новостном портале «Форпост» (на мой взгляд, совершенно прокоммунистический ресурс) меня очень расстроила реакция тех людей, которые комментировали данную новость. Большинство комментариев было наполнено беспредельной злобой: «Белые, недобитки опять голову поднимают…» И все в таком духе. У этих людей совершенно нет понимания того, что наша история, история Российского государства, неразрывно связана с православием. Это период в 900 с лишним лет, понимаете? И только небольшой отрезок истории характеризуется государственным атеизмом. Объяснить это людям, буквально дышащим злобой, представляется невозможным. Поэтому мне пришлось написать, что невозможно понять подвиг Белого движения тем, кто является потомками бандитов и проституток, пришедших к власти в стране после 1917-го года.  Конечно, на меня накинулись: «Что ты себе позволяешь! Мы живем в городе-герое, легендарном, а ты нас обижаешь и унижаешь!»

         Сегодня с амвона я хочу донести до вас очень важную, на мой взгляд, мысль: не стыдно быть потомками бандитов и проституток, даже не стыдно быть бандитом или проституткой в определенный период жизни, до покаяния. Стыдно не прийти к покаянию, стыдно оставаться безбожником, стыдно на суд Божий предстать в состоянии глубочайшего грехопадения. Давайте вспомним, кем была святая преподобная Мария Египетская. Проституткой. Это звучит, конечно, неприятно, легче сказать, используя славянизм – «блудницей». В этом слове есть некий налет старины, это слово, как нам видится, не является таким оскорбительным, однако сути дела это не меняет. Обратившись к Богу, оставив свой прежний образ жизни, преподобная Мария достигла небывалой святости, за что прославлена Богом и прославляется ежегодно Церковью.

       Бандитом тоже быть не стыдно, до покаяния. Первым, кто вошел в рай, был именно разбойник. В нашей церковной традиции мы называем его «благоразумным разбойником». На современном же языке это звучит как «разумный бандит». Звучит жестко, но сути дела это тоже не меняет. Всю жизнь свою он совершал ужасные вещи – грабил, насиловал, убивал. Но находясь на кресте, в страданиях, осознал глубину своего грехопадения и обратился к Богу.

       Еще один пример из сотен и тысяч подобных – преподобный Давид, его память мы праздновали вчера 19 сентября. Он жил в шестом веке, тоже был бандитом, причем не просто бандитом, он был предводителем банды и всю свою сознательную жизнь совершал ужасные поступки. И лишь в конце жизни Господь коснулся его Своей благодатью. Будущий преподобный пришел к Богу и понял, что что-то надо делать. Он пришел в монастырь, его туда не брали, потому что он был уже старик, а он понимал, что это для него единственный путь ко спасению, тогда он сказал игумену: «Если вы меня в монастырь не возьмете, я соберу банду, монастырь разграбим и всех перережем». Конечно, его тут же взяли. И этот человек достиг такой степени духовного совершенства, что память его отмечена церковным календарем.

            Если мы считаем себя настоящими верующими людьми, то отношение к своему прошлому и настоящему должно быть глубоко христианское. Не должно быть какой-то обиды, должно быть покаяние, должно быть подлинное осознание того, кто мы есть на самом деле и кто были наши предки. Что греха таить: кто из нас из священнических родов? У кого в роду были монахи, подвижники благочестия? Почти ни у кого не было. И про себя тоже могу сказать. Кто у меня дел был? Сотрудником комитета госбезопасности 9-го отдела, жил и умирал в безбожии. И когда ему сказали перед смертью, что, может быть, за порогом смерти есть другая жизнь, он категорично ответил, что ничего там нет. И умер. И когда умер, из глаз его потекли слезы, вот такая ужасная кончина. И прадед мой в своей деревне, будучи безбожником, сильно гнал веру и притеснял верующих людей. Однажды его лошадь понесла. Он убился бы, но явилась ему, как он говорил, некая женщина, вся светлая, в белом и остановила мчащуюся лошадь. Не знаю, стал ли он верующим человеком после этого, но верующих притеснять перестал, а до этого случая сколько людей от него пострадало.

         Так что все мы в основной массе потомки бандитов и проституток. Даже не надо смущаться этим. Господь говорил фарисеям, что мытари и блудницы предваряют вас в Царствии Божием (Мф. 21:31). А ведь фарисеи – это те люди, которые считали себя глубоко праведными, а у Бога они оказались не у дел. Потому что их праведность была основана на гордости и чрезвычайном самомнении.

      То же самое мы наблюдаем и в Севастополе среди большинства людей. Постоянные разговоры о легендарности города, и эта легендарность уже как оскомина на зубах. О легендарности заявляют люди, которые город «загадили»: сколько у нас везде мусора, сколько мата повсеместного, сколько неуважения друг ко другу. Без сомнения, Севастополь – легендарный город, но эта легендарность в прошлом, и современные горожане к той легендарности не имеют никакого отношения. Да, Нахимов, Корнилов, Истомин… все понятно, первая оборона Севастополя, защищали свой город, православие защищали, культурно обогащали… (Во что превратили могилы тех же адмиралов Нахимова, Корнилова, Истомина, Лазарева и др. во Владимирском соборе в советские годы? В свалку мусора). Это их легендарность – людей той эпохи, людей православной империи. Потом пришла банда после 1917-го, которая все это перечеркнула, уничтожила. Эти бандиты и проститутки, типа Землячки, издевались над народом: над дворянами, купцами, священниками, вырезали лучшую часть населения страны.

         Ну а потом, конечно, началась война. Это совершенно логично. К концу 1942-го года должна была закончиться вторая безбожная пятилетка, и имя Божие должно было быть забыто на территории СССР, безбожие должно было быть повсеместное. Господь попустил эту войну не для того, чтобы мы стяжали некую славу и преумножили легендарность, это было наказание Божье за отступление от Бога и разрушение православных святынь. И наказание это было тяжкое. Люди страдали, очень жестоко страдали. Не все, конечно, были те, кто и не страдал.

       Я не знал один факт, мне его сообщил историк К. Александров. Нам известно, что Октябрьский и Петров бросили свои войска, предали их. Но, оказывается, более 1100 человек офицерского состава сделало то же самое. Вот она наша «легендарность». В истории царской России никогда такого не было, чтобы 1100 офицеров бросили единовременно своих солдат. Что это вообще такое? И именами этих предателей сегодня улицы центральные в городе названы. Какая уж тут легендарность? Это помешательство, сумасшествие. То, что касается страданий простых людей, которые здесь были брошены, все это неслучайно, промыслительно, понимаете?

           Прочитайте книгу Игоря Луцкого «Море и плен. Трагедия Севастополя 1941-1942». Он был офицером, капитаном, служил до войны в Севастополе и во время войны принимал участие в обороне города, попал в плен. Потом бежал из плена, потом его арестовали украинцы-«западенцы», потом попал в Германию. Будучи в Германии, он понял, что произойдет, если вернуться на родину. Сталин сказал, что у СССР нет военнопленных, есть только предатели. Если бы он вернулся, то после немецкого плена оказался в советском лагере. Поэтому он эмигрирует из Германии в Америку. Там в 1958-м году пишет эту книгу. В ней он описывает ужасные вещи, которые происходили в Севастополе во время войны, эти преступные ошибки командования, которое людей не жалело, не считало, люди погибали от голода и жажды, от болезней. И после 250-ти дней страшной обороны, оставшиеся в живых попали в плен. Совершенно истощенных, больных (холера, дизентерия) людей погнали этапом в Днепропетровск, посчитайте, сколько километров туда пешком идти. Сколько людей погибало на этапе! Чудом выживали, проделав этот путь, хотя порой не давали ни еды, ни воды. А когда уцелевшие пришли в Днепропетровск, среди них оказался врач, верующий человек, он стал говорить о Боге, о вере, о молитве, о жизни вечной, стал молиться. И вот автор пишет, что впервые увидел молящимися людей, которые воспитаны были в безбожии. Пройдя через колоссальные страдания и скорби, безбожники, услышав о Боге, стали молиться, как умели.

         Можно с уверенностью сказать, что все эти страдания, попущенные Богом: оборона Севастополя, плен, этап – все это было единственным средством для того, чтобы размягчить закореневшие в безбожии человеческие сердца тех людей, которые были потомками участников, а то и участниками разорения России после 1917-го года. Да, есть, конечно, тут своя легендарность, но эта легендарность индивидуальная, вымученная по большей степени, попущенная Богом в наказание, в расплату за безбожие, чтобы люди хоть как-то могли спасаться.

           Конечно, и в наши дни произошло знаковое, «легендарное» событие – присоединение Крыма к России. Но не было  пролито ни капли крови, не было страданий, голода и смертей. Так что, в этом нет нашего подвига, нашей заслуги. Это было чудо Божие.  Cовременное поколение должно честно признать, что к подлинной легендарности города мы имеем весьма опосредованное отношение. Это все было приобретено до нас: потом, кровью, смертями оплачено, понимаете? А люди, которые сегодня здесь живут, хотя бы научились на улице не плевать, мусор не кидать.

            Сегодняшние разговоры про легендарность – это кич и фарс: «Мы не такие, как прочие люди, мы легендарные. Город федерального значения!» Ну, так и живите со своей легендарность., как подобает, а подобает, конечно, жить, глубоко смиряясь. Для этого требуется внутренняя перемена, которая в христианстве называется покаянием («метанойя» по-гречески) – изменение образа мысли и действия.  Если ты бросал мусор, то нужно прийти к тому, что нельзя его бросать. А для этого требуется внутренняя культура. Откуда она берется? Культура – от слова «культ», культ религиозный, вера. Прежде всего в человеке должна быть внутренняя чистота. Она приобретается человеком с усилием и Божьей помощью. Годами. Должен быть поворот к Богу. Будет внутренняя перемена – будут и внешние перемены.

             А почитаешь севастопольский «Форпост», там сплошное безбожие. Все церковь грязью поливают в комментариях, опять, мол, попы храмы строят, зачем столько храмов… Поэтому, конечно, никакого покаяния там нет и, видимо, быть не может. Сплошные жалобы на жизнь, сплошные обвинения, попытка найти виноватых в той непростой ситуации, которая сложилась в городе. Но нельзя обвинять во всем приезжих во времена украинского владычества, якобы это они на улицах мусорят, а севастопольцы нет. Неправда это. Не мусорит тот, у кого есть внутренняя культура, это не зависит от национальности или чего-то еще. Внутренняя культура – категория духовно-нравственная. Здесь человек либо совершенствуется, прилагая усилия, либо скатывается в яму, деградирует. «Кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мф. 12:30).

             У меня есть хороший знакомый. Живет за пределами России. Родители его и брат живут здесь, в Севастополе. Так вот этот человек мне как-то сказал, приехав в очередной раз в наш город: «Мой брат раньше пил часто, а теперь беспробудно». Если человек не борется со своей страстью, он погружается в нее все больше и больше. И чтобы вырваться из этого «пике», надо признаться Богу и себе, что мы ничего из себя не представляем. А кто это сделать не способен, на том сбываются пророческие слова И. Талькова: «Кто был никем, никем остался». Чтобы стать чем-то или кем-то, совершенно не нужно кричать об этом на каждом углу, надувая щеки, как бы пытаясь убедить других и себя в том, чего нет. Нужно вспомнить, как Адам был сотворен Богом. Господь взял грязь, глину и вдунул в нее дыхание жизни, и тогда человек стал человеком, красивым, по образу и по подобию Божию. Из грязи был сделан. А сегодня мы зачастую сталкиваемся с тем, что грязь кичится своей мнимой значимостью. Какая от этого польза?

         Один святой сказал, что как только человек признает, что он ничто, Господь начинает лепить из него что-то. Надо признать, что мы потомки бандитов и проституток, а не писать священнику: «Как вы смеете?! Мы вас теперь не уважаем!» А я отвечу этим людям: вы себя не уважаете. Смотрите, как вы живете в своем городе, который считаете легендарным. Если уважаешь себя, возьми веник, вокруг своего дома подмети. Это и станет возрождением былой легендарности города. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *